пятница, 6 февраля 2009 г.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.
Подразумевается, что супружеская жизнь –
жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.
Это установление Господа о совершенстве.
Долгом в семье является бескорыстная любовь.
Каждый должен забыть свое “я”, посвятив себя другому.

Святая страстотерпица государыня императрица
Александра Феодоровна

Для того чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятие понятия “семья” различные источники:
– совокупность близких родственников, живущих вместе;
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности.
То, что понятие “семья” имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.
Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, “есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении”.
По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан “таинством любви”, в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.
В православной традиции, семейная жизнь понимается как “путь ко Спасению”, восхождение по которому связано с несением “креста” повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.
По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1Фес. 5, 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека:
– “Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе””.
– “В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности”.
Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.
Особая роль семьи – “домашней Церкви” в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) – заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви “чадородие” (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и “приумножать”, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, “что такое хорошо и что такое плохо”.
И.А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку “два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
– первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
– и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
– святитель Василий Великий: “Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге”;
– святитель Феофан Затворник: “Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти”;
– святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: “Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери”;
– священник Александр Ельчанинов: “Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью”.
Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: “Мать праведная – ограда каменная”, “Отец сына не на худо учит” и много других примеров…

Автор: Потаповская О.М.

Комментариев нет: