пятница, 6 февраля 2009 г.

Сказочные истории из жизни Язычка

При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования, делает их более подвижными и послушными.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить как в речевых, так и в обычных группах, так как у многих детей наблюдается нечеткое, «смазанное» звукопроизношение, скованная артикуляция, плохая переключаемость с одного звука на другой.
Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями.


История 1. Домик для Язычка.

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь – губы, вторая дверь – зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.
А потолок был твердым и назывался небо. Небо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка- неба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное – не было сквозняков.

История 2. Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, затем вторую дверь – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – небо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок делает языком вперед – назад и из стороны в сторону по небу.)
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично, наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху – вниз по внутренней стороне обеих щек.)
После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)
Чинил Язычок и двери – зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы – упр. «Заборчик».)

История 3. Язычок делает покупки.

Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики, с маятником, который двигался из стороны в сторону. ( Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт – упражнение «Часики».)
У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате).
Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: «Тик – так, тик – так!», а каждый час били: «Бом – бом – бом!» (дети повторяют.)
Еще язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными – упражнение «Чашечка».) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)
Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. ( Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены – упражнение «Блинчик».)

История 4. Утро Язычка.

Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался.
(Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой).
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения).
Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт).
Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Светлана Владимировна, спасибо большое! Очень полезно для нас, родителей!