суббота, 7 февраля 2009 г.

Не погасить свет в душе дошкольника

Мы живём в очень трудное в духовном смысле время. Идеалом стали богатство и процветание, весь образ жизни предрасполагает к беготне по магазинам, занятости проблемами для обеспечения своего быта. И, конечно же, эта суета не обходит стороной и родителей наших деток. Ребенок, вследствие чего, большей частью находится с нами, педагогами. Мы оказываемся в центре внимания детей и, конечно, являемся первейшими помощниками родителей.
Мы понимаем, что в раннем детстве семья является единственной средой, близкой, нужной и дорогой для ребенка, который воспринимает весь мир через семью. Она, сама того не ведая (конечно, речь идёт о семье с благоприятным климатом), духовно питает ребенка. С целью установления тесных контактов с семьёй для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры, мы организуем в детском саду общие и групповые родительские собрания, консультации. Родители участвуют также в организации и проведении праздников по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка.
К примеру, перед проведением праздника Рождества Христова, в нашем детском коллективе проводятся беседы из Евангелия о Деве Марии, о жизни Иисуса Христа, его служении. Детьми заучиваются стихи, рассказы. Совместно с родителями мы проводим выставки, побуждая их к совместной работе с детьми.


Наблюдая за жизнью детей на занятиях, прогулках, мы анализируем их поведение и понимаем, на какие вопросы нужны ответы родителям. Наши воспитатели (Комарова М.Г., Волобуева И.А.) подготавливают и преподносят в ненавязчивой форме на стендах, в папках-передвижках, листовках интересный материал для родителей наших детей.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В своей работе с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности, педагоги (Жукова Л.В., Демакова О.В., Верещак Е.Я.) используют игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это дело необычайно трудное и деликатное, оно требует и создания единого мышления в коллективе. С целью изучения потребностей в знаниях духовной культуры мы проводили опрос педагогов ДОУ. В результате опроса, в нашем детском саду были запланированы лектории для получения духовных знаний и духовного роста педагогов.
С целью обмена опытом работы с педагогическим коллективом по данной теме на базе нашего детского сада было проведено районное мероприятие «Панорама инновационной деятельности по духовно-нравственному воспитанию» для руководителей МДОУ.
Обсуждая за круглым столом, на педсоветах различные проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться в ходе совместной работы по духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к выводу, что осуществлять нами задуманное очень мешает массовая культура и средства массовой информации. Они, порой, становятся орудиями нравственного растления, пропагандируя насилие, цинизм в сфере семейных отношений. Безнравственная идеология направлена на окончательный подрыв семейных устоев, развала семьи. Культ наслаждений и блуда ожесточенно атакует неокрепшие детские души, подрывая корни благосостояния и стабильности российской семьи.
Влияние средств массовой информации (СМИ) ярко прослеживается в поведении наших детей. Рассмотрим это на примере сказок и мультфильмов. Думаю, вы согласитесь, что они незаменимы в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку формируют в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, добра и зла. Одним из главных образов является образ женщины. Героини большинства иностранных мультфильмов сконструированы так, что систематический просмотр мультфильмов детьми ведёт к угасанию функции продолжения рода. Попутно высмеиваются такие качества, как целомудрие, застенчивость. Детям внушается отсутствие всяких различий между русским понятием «любовь» и чуждым нашей ментальности словом «секс», похоть, страсть, что способствует формированию установок на блуд и прелюбодеяние как норму жизни и идеал современности. В наших же мультиках женственность героинь выражена скорее через духовные качества.
Так что же происходит с нашими детьми после просмотра «запрещенных» мультиков? У детей формируются невротические расстройства, мы отмечаем их раздражительность, порой и дерзость, грубость по отношению к окружающим. Мы ищем пути противостояния этому влиянию, подбираем такое содержание бесед с детьми, которое бы создало противоположный образ. Ведь через беседу, сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Тем самым, мы создаем эмоциональный фон неприятия, формируем стойкий иммунитет против пагубного влияния окружающей действительности. Согласитесь, да, детям, бесспорно, нравится смотреть мультфильмы, но ведь мы с вами знаем, что не всё то, что хочется детям, полезно им.
О важности и необходимости духовно-нравственного воспитания сегодня можно говорить бесконечно, но, все же, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как детский сад, школа, средства массовой информации, улица. Потому, хочется отметить, что только общими усилиями с родителями, сотворчеством, мы сохраним свет в душе ребенка!

на фото педагоги, родители и дети ДОУ № 13

Комментариев нет: